Окончательная обработка

После окончания этой обработки изделия выдерживают в открытых автоклавах до тех пор, пока разность температур в автоклаве и вне его станет меньше 30° С. Затем вагонетки выкатывают, формы разбирают и направляют на пункт очистки для последующего использования. Готовые изделия маркируют и транспортируют на склад.

При изготовлении силикатобетонных плит необходимо соблюдать правила техники безопасности, общие для всех производственных предприятий заводского типа и, кроме того, те, которые предписаны для эксплуатации автоклавов. Давление пара в автоклаве не должно превышать предельного, указанного в паспорте и разрешенного котлонадзором. Управлять работой автоклавов могут только лица, сдавшие специальные экзамены и имеющие соответствующие удостоверения. Нельзя допускать присутствия вблизи автоклава лиц, не имеющих отношения к его эксплуатации.

Изготовление шлаколитных плит осуществляют на территории металлургических заводов (или вблизи них) способом отливки. При этом сборно-разборные металлические формы заполняются огненно-жидким Шлаком.

Физико-механические свойства литых шлаковых изделий колеблются в значительных пределах в зависимости от химического и минералогического составов шлака, а также и от технологии производства работ и в первую очередь от теплового режима отливки и остывания изделий. Как правило, прочностные свойства выше у шлаков, обладающих высокой плотностью. Так, для шлаков с объемным весом кусков более 2,6 гсмг пределы прочности при сжатии составляют от 800 до 2360 кгсм2, а при изгибе — от 60 до 370 кгсм2. Пористость кусков плотного шлака достигает

7—11%, но в то же время он обладает высокой морозостойкостью. Шлаковый щебень выдерживает 100—200 циклов попеременного замораживания и оттаивания, а шлаковая брусчатка в ряде случаев не имеет признаков разрушения после 80 лет службы. Последнее в значительной степени объясняется образованием на поверхности литых шлаковых изделий слоя повышенной плотности толщиной 2—3 мм, защищающего изделие от проникания воды.

В зависимости от теплового режима изготовления литые шлаковые изделия имеют мелкокристаллическую, крупнокристаллическую или стекловидную структуру. Иногда шлак в одном изделии имеет смешанную структуру. При этом в поверхностных слоях обычно преобладает стекловидная структура.

Наиболее высокие показатели прочности имеет шлак мелкокристаллической структуры. Стекловидный шлак отличается хрупкостью, плохо сопротивляется ударам, износу, изгибу.

Технологический процесс изготовления плит сборных покрытий и оснований дорожных одежд способом отливки из огненно-жидких шлаков состоит из следующих основных операций: подготовки форм, заполнения их огненно-жидким шлаком, выдерживания заполненных форм (остывание изделий), разборки их и транспортировки готовых изделий на склад.

Наиболее ответственной операцией, определяющей структурообразование остывающего шлака и, следовательно, его физико-механические свойства, является выдерживание заполненных форм. Создание мелкокристаллической структуры шлака обеспечивается медленным и относительно равномерным по всей толщине плиты остыванием. При быстром остывании шлак приобретает стекловидную структуру и качество изделия резко снижается. Обеспечить оптимальный режим остывания тем труднее, чем крупнее изделие. Чтобы снизить скорость остывания огненно-жидкого шлака в формах, их укрывают защитным слоем из этого же шлака.

Требования к режиму выдерживания заполненных форм должны быть учтены заранее, при подготовке форм к заполнению огненно-жидким шлаком. Для отливки шлаковых изделий используют сборно-разборные формы из листовой стали толщиной. 6—10 мм. Их устанавливают в литейных ямах, расположенных рядами вдоль железнодорожного пути, по которому подают для слива шлаковоз-ные ковши, заполненные огненно-жидким шлаком (103). Размеры каждой литейной ямы примерно 3X5 ж в плане, глубина 0,6 м. При таких размерах каждая яма может быть заполнена огненно-жидким шлаком из одного стандартного шлаковозного ковша. При другой емкости ковша или при производстве отливок в несколько ярусов в одной яме размеры ее соответственно изменяют.

На дне литейной ямы устраивают слой основания из шлакового щебня толщиной около 5 см. Поверх шлакового щебня отсыпают выравнивающий слой (1—2 см) из шлаковых высевок или кварцевого песка. Назначение этого основания— предохранять снизу формы с горячим шлаком от быстрого остывания, а также отводить попадающую в ямы дождевую воду.

Для изготовления небольших блоков типа брусчатки используются формы без дна. При этом непосредственно на выравнивающий слой основания литейной ямы устанавливают сборные стенки и накрывают их крышкой с отверстиями. Диаметр отверстий 30—35 мм, количество — примерно 20 шт. На 1 м2 поверхности крышек.

Огненно-жидкий шлак сливают из железнодорожного шлаковоз-ного ковша в литейную яму. Через отверстия в крышках форм он заполняет их полностью и, кроме того, разливается поверх форм, образуя верхний защитный слой.

В огненно-жидких шлаках всегда имеются газы. Количество их зависит от химического и минералогического составов шлаков. В период остывания большая часть газов выделяется из шлака в атмосферу. Выход газов из шлаков, находящихся в формах, происходит тоже через отверстия в крышках. При большой газонасыщенности в защитном слое, а иногда и в верхней части отливок образуются газовые раковины, наличие которых существенно ухудшает качество изделий. Образование раковин в отливках сопровождается неравномерным поднятием их поверхности (пучением). Значительно уменьшить эти процессы можно путем укладки на крышки форм тяжелых грузов (рельсов, металлических отливок).


Tweet

Поиск по сайту

Стройматериалы

Материалы для опалубки

Материалы для опалубки Опалубка представляет собой функциональную конструкцию или систему, используемую... Далее...
Сотовый поликарбонат

Устройство вспомогательных построек на дачном участке требует четкого плана работ... Далее...
Качественные нерудные материалы по выгодной цене

  Спрос на песок, щебень, грунт достаточно велик. Эти материалы широко... Далее...