Сборные железобетонные покрытия

Железобетон является наиболее распространенным материалом для изготовления сборных покрытий. Высокая прочность на растяжение при изгибе позволяет изготовлять из него плиты значительно больших размеров в плане, чем бетонные, при одинаковой или даже меньшей толщине. Армируют железобетонные плиты отдельными стальными стержнями, арматурными сетками и каркасами.

Сборные покрытия из железобетонных плит в СССР были впервые применены в 1940—1943 гг. При строительстве взлетно-посадочных полос на аэродромах. В этих покрытиях применяли прямоугольные и шестиугольные плиты площадью 1,0—2,5 м2.

Большое применение сборные железобетонные конструкции нашли при устройстве подъездных и временных (сплошных и колейных) дорог во время строительства Куйбышевской и Волгоградской ГЭС. Значительная работа по исследованию конструкций и технологии изготовления и строительства железобетонных сборно-разборных .покрытий проведена канд. Техн. Наук А. В. Яковлевым (см. Гл. VII).

Строительство опытных участков сборных покрытий из железобетонных плит в период 1954—1955 гг. Осуществлено на ряде дорог нашей страны. В сентябре —октябре 1954 г. На дороге Ростов — Орджоникидзе (в районе г. Кропоткин) было построено сборное покрытие длиной 342 м из плит размером 3,0X1,75X0,16 м, армированных в два яруса стержнями диаметром 10 мм.

Участок сборного покрытия длиной 3,6 км из железобетонных плит был построен весной 1955 г. В г. Павлодаре Казахской ССР. Здесь были применены прямоугольные плиты размером 3X1,5Х Х0,18ж (12), имеющие на углах скосы.

При реконструкции автомагистрали Москва — Горький на обходе г. Ногинска в 1955 г. Было осуществлено строительство опытного участка сборного покрытия железобетонных плит размером 3,5X X 2,0X0,20 м, уложенных длинными сторонами поперек проезжей части. Всего было уложено 600 плит. Плиты соединяли между собой путем сварки в углах петлевых выпусков арматуры.

В этот же период сборные железобетонные покрытия были применены в г. Новосибирске, на отдельных стройках Урала и Донбасса. К этому времени относится также начало опытного строительства сборных покрытий из железобетонных плит и на городских улицах.

Так, в 1951 г. На Б. Серпуховской улице г. Москвы были построены опытные участки сборных покрытий из квадратных и шестиугольных железобетонных плит общей площадью около 1000 м2. Для строительства сборных покрытий на улицах г. Москвы проектным

Институтом «Мосинжпроект» были разработаны конструкции железобетонных плит, имеющих квадратную 1 (1,54X 1,54X0,16 м), прямоугольную (1,75x1,50X0,16 м) и шестиугольную форму со стороной 1,16 ж (13) и толщиной 16 см.

В период 1960—1962 гг. Из шестиугольных железобетонных плит конструкции «Мосинжпроект» были построены сборные покрытия в жилом районе Хорошево-Мневники и на Б. Черкизовской улице Москвы. На одном из участков Хорошево-Мневники в 1960 г.

Плита конструкции института «Мосинж- спорные железооетонные проект» дорожные покрытия в последние годы устраивают и в других городах нашей страны. В 1962 г. Опытные участки сборных покрытий общей площадью около 30 тыс. М2 построены в городах: Одессе, Львове, Луцке, Ко-веле, Хмельницком и др. В 1963 г. В городах Украины было построено уже более 120 тыс. М2 сборных железобетонных покрытий.

По заданию Министерства коммунального хозяйства УССР кафедрой организации и механизации дорожно-строительных работ

Киевского автомобильно-дорожного института под руководством проф. В. А. Руденко были разработаны конструкции железобетонных плит для покрытий городских дорог и тротуаров следующих типов: прямоугольные С плоским основанием (15), прямоугольные с контурным бортиком в основании и мелкоребристым основанием (16), на продольных лежнях (17).

Все конструкции плит имеют в основном небольшие размеры: 1,5X1,75; 1,5X3,0; 1,75X3,0 и 2,75x3,0 м при толщине от 14 до 20 см. Рекомендуются они для опытного строительства.

Георетические и экспериментальные исследования, связанные с решением вопроса целесообразности применения сборных дорожных покрытий, проводятся в течение последних лет и в Уральском НИИ 16. Плиты прямоугольные с ребристым основанием: — бетонные ребристые плиты; 2 — слой песка или каменного отсева; 3—основание толщиной h

Академии коммунального хозяйства им. К. Д. Памфилова, где для покрытий дорог были разработаны конструкции так называемых сочлененных плит (автор канд. Техн. Наук П. П. Коваленко), основные данные которых приведены в  1.

Особенностью этих плит (18) является рустовка их верхней и нижней поверхностей, благодаря чему плита как бы расчленяется на ряд отдельных плит размером 1,0x1,0 или 1,5x1,6 м, разделенных ложными швами. В процессе эксплуатации покрытия появляющиеся трещины совпадают с этими швами и плита распадается на несколько мелких ячеек, шарнирно связанных между собой с помощью арматуры.

Существенным недостатком покрытий из сочлененных плит является попадание поверхностной влаги в основание через образовавшиеся в рустах трещины и коррозия соединительной арматуры в ложных швах. Кроме того, при длительном воздействии автомобильной нагрузки наблюдаются выколы бетона вокруг соединительных стержней.

По удельному расходу бетона и арматуры сочлененные плиты не имеют преимуществ перед другими типами сборных покрытий. Основным доводом авторов в пользу данной конструкции сборных плит является повышение производительности труда при их изготовлении и укладке, по сравнению с равновеликим количеством одиночных плит малого размера.

Над совершенствованием сочлененных плит в настоящее время работает кафедра градостроительства Челябинского политехнического института. Участки сборных покрытий из сочлененных плит были построены в Свердловске, Березовке, Н. Тагиле и других городах. По плану типового проектирования Госстроя СССР проектным институтом «Мосинжпроект» при Глав-АПУ Мосгорисполкома разработаны типовые конструкции сборных железобетонных дорожных плит для покрытия городских улиц и дорог. Основные показатели плит приведены в  2.

Дорожная шестиугольная плита марки ДСШ-2 (19) армирована сетками и каркасами из стали 0 6 мм класса А-Ш и холоднотянутой проволоки диаметром

19. Дорожная шестиугольная плита марки в плане 116 СМ, ии ДСШ-2 толщина 18 см.

Основным достоинством шестиугольных плит является возможность их укладки в покрытие в любом направлении. При этом работоспособность плит во всех направлениях будет одинаковой. В углах" шестигранных плит опасность появления растягивающих напряжений в верхней зоне бетона меньше, чем в прямоугольных. Однако из-за сложной конфигурации такие плиты образуют в покрытии большое количество швов. В процессе эксплуатации при отсутствии связей между плитами и небольшом их весе происходит смещение кромок боковых граней плит по вертикали, в связи с чем значительно ухудшаются эксплуатационные качества сборного покрытия. Значительную трудность представляет и технология укладки шестиугольных плит. При монтаже покрытия необходимо добиваться не только ровности всех граней плиты по высоте, но и плотности примыкания всех граней к другим плитам.

В дополнение к плитам ДСШ-2 предусмотрено изготовление полуплит марок ДС-5Б (20, а) и ДС-4Б (20, б).

Дорожные плиты марок ДСП-1Б, ДСП-4 и ДСП-4-10 (21) имеют соответственно размеры в плане 1,75x1,50 и 3,5X3,0 м. Они армированы каркасами из арматуры диаметрами 5 мм (класса В-1), 6; 9 и 10 мм (класса А-Ш). Плиты марок ДСП-4 и ДСП-4-10 имеют одинаковые размеры и отличаются друг от друга различной степенью армирования (соответственно 10 кг на 1 ж2 плиты и 8,85 кг на 1 м2). Толщина всех плит 18 см. Наряду с укладкой на городских проездах, плиты марки ДСП-1Б могут быть использованы для временных построечных дорог.

Типовые конструкции дорожных плит марок ДВП-5Б и ДВП-7Б имеют также прямоугольную форму. Плиты изготавливаются методом проката на ленте прокатного стана БСП-6 конструкции Н. Я - Козлова. Вибропрокатная плита марки ДВП-5Б имеет размеры 3,2X3,5X0,18 м и армирована каркасами из арматуры диаметром 6 и 10 мм класса А-Ш и проволокой диаметром 5 мм класса B-I. Плита марки ДВП-7Б (22) при тех же размерах в плане имеет меньшую толщину 0,16 м и армирована аналогичными каркасами из арматуры того же класса диаметром 8 и 12 мм.

Марка бетона для всех дорожных плит типовых конструкций 400, морозостойкость не ниже 200 циклов. Все плиты укладываются без [взаимной связи с обязательной вибропосадкой.

Нормативная нагрузка для всех плит принята класса Н-30 с расчетным давлением на колесо 6,0x1,2 = 7,2 т. Плиты укладываются на песчаный подстилающий слой, верхняя часть которого на глубину 10 см укрепляется цементом (130 кг на 1 м3 песка).

В настоящее время в Москве освоено производство железобетонных плит методом силового вибропроката. В таких плитах (23) жесткий арматурный каркас образуется из стальных стержней диаметром 10 мм. Плита поднимается захватом, пропущенным через отверстие в центре, усиленное по краям арматурными коротышами.


Tweet

Поиск по сайту

Стройматериалы

По каким параметрам выбирают древесностружечные плиты

Среди всех типов данного материала особой популярностью пользуется именно сплошные... Далее...
Материалы для опалубки

Материалы для опалубки Опалубка представляет собой функциональную конструкцию или систему, используемую... Далее...
Сотовый поликарбонат

Устройство вспомогательных построек на дачном участке требует четкого плана работ... Далее...